О портале "Математика. ру" arrow Впотьмах arrow Мерная линейка
Математический портал Математику.ру

А. Н. Крылов

Численные вычисления вам понадобятся каждый день, поэтому методы их производства и должны быть усвоены в первую голову [цит. по: 216, с. 37].

 

Мерная линейка

Печать E-mail
12.03.2008 г.

Мерная линейка

(Задача Майн-Рида)

 

«Размышляя о бочке, с твердым решением ее измерить, я внезапно открыл то, чего мне не хватало. Мне поможет прут такой длины, чтобы он мог пройти насквозь через бочку в са­мом широком ее месте. Если я введу прут в бочку и уткнусь ни в противоположную стенку, я буду знать длину диаметра. Останется лишь утроить длину прута, чтобы получить длину окружности. Это не строго точно, но вполне достаточно для обиходных измерений. А так как отверстие, которое я раньше проделал в бочке, приходилось в самой широкой ее части, то, введя в него прут, я буду иметь Тот диаметр, который мне нужен.

«Но где найти прут? Это было нетрудно. Я решил вос­пользоваться доской от ящика с сухарями, и тотчас же при­нялся за работу. Правда, доска была длиною всего в 60 см, бочка же - более чем вдвое шире. Но это не могло составить затруднения, нужно было лишь приготовить три палочки и связать их вместе, чтобы получить  прут  достаточной   длины.

«Разрезав доску вдоль волокон, я приготовил три хорошо округленных и обглаженных палочки. Чем связать их? Я вос­пользовался шнурками от моих ботинок, имевшими в длину чуть не целый метр. Связав палочки, я получил планку доста­точной длины - около полутора метров.

«Я приступил было к измерению, но наткнулся на новое препятствие. Оказалось невозможным ввести мой прут в боч­ку: помещение было слишком тесно. Нельзя было и согнуть прут,- он, наверное, сломался бы.

«Вскоре я придумал, как ввести в бочку мой измеритель­ный прут: я разобрал его на части, ввел первую часть и лишь тогда привязал к ее выступающему концу вторую часть; за­тем, протолкнув вторую часть, привязал третью.

«Я направил прут так, чтобы он уперся в противоположную стенку как раз против отверстия, и сделал на нем знак вро­вень с поверхностью бочки. Отняв толщину стенок, я получил величину, которая необходима была мне для измерений.

«Я вытащил прут там же порядком, как и ввел его, ста­раясь тщательно замечать те места, где отдельные части были связаны, чтобы потом придать пруту ту же длину, какую он имел в бочке. Небольшая ошибка могла бы в конечном ре­зультате дать значительную погрешность.

«Итак у меня был диаметр нижнего основания усеченного конуса. Теперь нужно найти диаметр дна бочки, которое слу­жило верхним основанием конуса. Я положил прут на бочку, уперся им в противоположную точку края и отметил на ней величину диаметра. На это потребовалось не больше минуты.

«Оставалось только измерить высоту бочки. Надо было, скажете вы, поместить палку отвесно возле бочки и сделать Ha ней отметку высоты. Но мое помещение ведь было совершение темно, и поместив палку отвесно, я не мог видеть, до какого места доходит верхнее дно бочки. Я мог действовать только ощупью: пришлось бы нащупать руками до бочки и соответствующее место на палке. Кроме того, палка, вращаясь возле бочки, могла наклониться, и я получил бы неверную величине для высоты.

«Подумав хорошенько, я нашел, как преодолеть это за­труднение. Я связал только две планки, а третью положив на верхнее дно бочки так, чтобы она выдавалась за край еге на 30-40 см; затем я приставил к ней длинный прут так чтобы он образовал с нею прямой угол и, следовательно, был параллелен высоте бочки. Сделав отметку в том месте бочки! которое больше всего выступало, т. е. посередине, и откинув толщину дна, я получил, таким образом, половину высоты бочки или - что то же самое - высоту одного усеченного конуса.

«Теперь у меня были все данные, необходимые для реше­ния задачи».

 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика