Решение.  Имея эту табличку перед глазами, вы опять-таки можете облегчить себе труд умножения (и деления) чисел в пятиричной системе,-как легко убедиться, применив ее к приведенным выше примерам. Например, при умножении  рассуждаем так: трижды три „14" (из таблицы); 4 пишем, 1-в уме. Один на 3 дает 3, да еще один, - пишем 4. Дважды три = „11"; 1 - пишем, 1-переносим влево. Получаем в результате „1144". Чем меньше основание системы, тем меньше и соответствующие таблицы сложения и умножения. Например, для троичной системы обе таблицы таковы:  Их можно было бы сразу же запомнить и пользоваться ими для выполнения действий. Самые маленькие таблицы сложения и вычитания получаются для двоичной системы:  При помощи таких-то простых „ таблиц" можно выполнять в двоичной системе все четыре действия! Умножения в этой системе, в сущности, как бы и вовсе нет: ведь умножить на единицу значит оставить число без изменения: умножение же на „10", „100", „1000" (т.-е. на 2, 4, на 8) сводится к простому приписыванию справа соответствующего числа нулей. Что же касается сложения, то для выполнения его нужно помнить только одно- что в двоичной системе 1 + 1 == 10. Не правда ли, мы с полным основанием назвали раньше двоичную систему самой простой из всех возможных? Длинота чисел этой своеобразной арифметики искупается простотой выполнения над ними всех арифметических действий. Пусть требуется, например, умножить:  Выполнение действия сводится только к переписыванию данных чисел в надлежащем расположении: это требует несравненно меньших умственных усилий, чем умножение тех же чисел в десятичной системе (605 X 37 = 22385). Если бы у нас была принята двоичная система, изучение письменного счисления требовало бы наименьшего напряжения мысли (зато-наибольшего количества бумаги и чернил). Однако, в устном счете двоичная арифметика по удобству выполнения действий значительно уступает нашей десятичной.
|