О портале "Математика. ру" arrow Потомок древнего абака arrow ЧЕХОВСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА Задача № 6.
Математический портал Математику.ру

А. Жирар

Мы никогда, например, не сделаемся математиками, даже зная наизусть все чужие доказательства, если наш ум не способен самостоятельно разрешать какие бы то ни было проблемы... [91, с. 85].

 

ЧЕХОВСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА Задача № 6.

Печать E-mail
29.02.2008 г.

ЧЕХОВСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА Задача № 6.

Припомним ту, в своем роде знаменитую арифметиче­скую задачу, которая так смутила семиклассника Зиберова из Чеховского рассказа «Репетитор":

«Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное 3 руб.?"

С тонким юмором описывает Чехов, как беспомощно трудились над этой задачей и семиклассник-репетитор, и его ученик, двенадцатилетний Петя, пока не выручил их Петин отец, Удодов:

„Петя повторяет задачу и тотчас же, ни слова не го­воря, начинает делить 540 на 138.

- Для чего же вы делите? Постойте! Впрочем, так... продолжайте. Остаток получается? Здесь не может быть остатка. Дайте-ка, я разделю!

„Зиберов [репетитор] делит, получает 3 с остатком и быстро стирает.

"- Странно...-думает он, ероша волосы и краснея.- Как же она решается? Гм!.. Это задача на неопределен­ные уравнения, а вовсе не арифметическая.

„Учитель глядит в ответы и видит 75 и 63.

„- Гм!... странно... Сложить 5 и 3, а потом делить 540 на 8? Так, что ли? Нет, не то!

"- Решайте же!-говорит он Пете,

„- Ну, чего думаешь? Задача-то ведь пустяковая,-■ говорит Удодов Пете.-Экий ты дурак, братец! Решите уже вы ему, Егор Алексеич.

„Егор Алексеич [репетитор] берет в руки грифель и начинает решать. Он заикается, краснеет, бледнеет.

 

„- Эта задача, собственно говоря, алгебраическая,- говорит он.-Ее с иксом и игреком решить можно.. Впро­чем, можно и так решить. Я вот разделил... Понимаете? Или, вот что. Решите мне эту задачу к завтрему... По­думайте...

„Петя ехидно улыбается, Удодов тоже улыбается. Оба они понимают замешательство учителя. Ученик VII класса еще пуще конфузится, встает и начинает ходить из угла в угол.

„- И без алгебры решить можно,-говорит Удодов, протягивая руку к счетам и вздыхая.-Вот, извольте видеть...

„Он щелкает на счетах, и у него получается 75 и 63, что и нужно было.

я- Вот-с... по-нашему, по-неученому".

Эта сценка с задачей, заставляющая нас смеяться над конфузом злосчастного репетитора, задает нам сама три новых задачи. А именно:

1.         Как намеревался   репетитор   решить   задачу   алгебраически?

2.         Как должен был решить ее Петя?

3.         Как решил ее отец Пети на счетах „по-неученому"?

 
« Пред.
Яндекс.Метрика