Решение. Вот как можно доискаться значения расставленных здесь предметов. Рассматривая первые три ряда на нашем рисунке, вы видите, что „ложка", умноженная на „ложку", дает „нож". А из следующих рядов видно, что „нож" без „ложки" дает „ложку", или что „ложка" + „ложка" = =„ножу". Какая же цифра дает одно и то же и при удвоении и при умножении само на себя? Это может быть только 2, потому что 2 * 2 = 2 + 2. Таким образом узнаем, что „ложка" =2, и, следовательно, „нож" = 4. Теперь идем дальше. Какая цифра обозначена „вилкой"? Попробуем разгадать это, присмотревшись к первым трем рядам, где „вилка" участвует в умножении, и к рядам III, IV и V, где та же „вилка" фигурирует в действии вычитания. Из группы вычитания вы видите, что отнимая, в разряде десятков, „вилку" от „ложки"' получаем в результате „вилку", т. е. при вычитании два минус „вилка" получается „вилка". Это может быть в двух случаях: либо „вилка" = 1, и тогда 2 -1=1; либо же „вилка" = =6, и тогда, вычитая 6 из 12 (единица высшего разряда занимается у „чашки"), получаем 6. Что же выбрать: 1 или 6? Испытаем, годится ли 6 для „вилки" в других действиях. Обратите внимание на сложение V и VI рядов: „вилка" (т.-е. 6) + „чашка" = = „тарелке"; значит, „чашка" должна быть меньше 4 (потому что в рядах VII и VIII „тарелка" минус „вилка"= = „чашке"). Но „чашка" не может равняться двойке, так как двойка обозначена уже „ложкой"; не может „чашка" быть и единицей-иначе вычитание IV ряда из III не могло бы дать трехзначного числа в V ряду. Не может, наконец, „чашка" обозначать и 3-вот почему: если „чашка"=3, то „бокальчик" (см. ряды IV и V) должен обозначать единицу; потому что 1 + 1 = 2, т. е. „бокальчик" + „бокальчик" = „чашке", убавленной на единицу, которая была занята у него при вычитании в разряде десятков; „бокальчик" же равняться единице не может, потому что тогда „тарелка" в VII ряду будет обозначать в одном случае цифру 5 („бокальчик"+„нож"), а в другом цифру 6 .(„вилка" + „чашка"), чего быть не может. Значит, нельзя было допустить, что „вилка"=6, а надо было принять ее равной единице. Узнав путем таких, - довольно, правда, долгих - поисков, что „вилка" обозначает цифру 1, мы дальше уже идем более уверенно и быстро. Из действия вычитания в III и IV рядах видим, что „чашка" обозначает либо 6, либо 8. Но 8 приходится отвергнуть, потому что тогда вышло бы, что „бокальчик"-4, а мы знаем, что цифра 4 обозначена „ножом". Итак, „чашка" обозначает цифру 6, а следовательно, „бокальчик"-цифру 3. Какая же цифра обозначена „кувшинчиком" в I ряду? Это легко узнать, раз нам известно произведение (III ряд, 624) и один из множителей (II ряд, 12). Разделив 624 на 12, получаем 52. Следовательно, „кувшинчик"=5. Значение „тарелки" определяется просто: в VII ряду „тарелка" = „вилке" + „чашка" = „бокальчику" + „нож"; т.-е. „тарелка" = 1 + 6 = 3 + 4 = 7. Остается разгадать цифровое значение „чайника" и „сахарницы" в VII ряду. Так как для цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7 предметы уже найдены, то остается выбирать только между 8, 9 и 0. Подставим в действие деления, изображенное в последних трех рядах *), соответствующие *) Расположение чисел здесь такое, какое принято теперь в Англии и Америке (а в прежнее время употреблялось и в русских учебных книгах): частное и делитель пишутся по обе стороны делимого. Число 712, мы видим, есть произведение двух неизвестных чисел чс и ч, которые, конечно, не могут быть ни нулем, ни оканчиваться нулем: значит, ни ч, ни с не есть нуль. Остается два предположения: ч = 8 и с = 9, или же, наоборот, ч = 9 и с =8. Но перемножив 98 на 8, мы не получаем 712; следовательно, „чайник" обозначает 8, а „сахарница" 9 (действительно: 89 * 8 = 712). Итак, мы разгадали иероглифическую надпись из предметов столовой сервировки:  А весь ряд арифметических действий, изображенный этой оригинальной сервировкой, приобретает такой смысл: 
|