О портале "Математика. ру" arrow Исчезновение фигур arrow Исчезновение лица
Математический портал Математику.ру

А. М. Ляпунов

Не так важно, чему учат в школе, а важно, как учат. Одно действительно понятое учеником математическое положение имеет большую ценность, чем десять формул, которые он заучил наизусть и даже знает, как применять, но не понял их действительного смысла. Функция школы не в том, чтобы дать специальный опыт, а в том, чтобы выработать последовательное методическое мышление [цит. по: 380, 1970, №8, с. 20].

 

Исчезновение лица

Печать E-mail
10.10.2007 г.
 

Перейдем к описанию способов, при помощи кото­рых парадокс с линиями можно сделать более интерес­ным    и    занимательным.    Этого    можно,   например,  достигнуть, заменив исчезновение и появление линий таким же исчезновением и появлением плоских фи­гур. Здесь особенно подойдут изображения каран­дашей, папирос, кирпичей, шляп с высокой тульей, стаканов с водой и других вертикально протяженных предметов, характер изображения которых до и после сдвига остается одинаковым. При некоторой художе­ственной изобретательности можно брать и более слож­ные предметы. Посмотрите, например, на исчезающее лицо на рис. 53.

Image

При сдвиге нижней полосы на верхней части рисунка влево все шляпы остаются незатронутыми, однако одно лицо полностью исчезает! (см. нижнюю часть   рисунка).      Бессмысленно    спрашивать,    какое именно лицо, так как при сдвиге четыре лица разде­ляются на две части. Эти части затем перераспреде­ляются, причем каждое лицо получает несколько добавочных черт: одно, например, более длинный нос, другое - более вытянутый подбородок и т. д. Однако эти маленькие перераспределения остроумно скрыты, а исчезновение всего лица, конечно, поражает гораздо сильнее, чем исчезновение кусочка линии.

 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика